Гармонизация личности, семьи, коллектива методом системных семейных расстановок Берта Хеллингера.
Блестящий метод семейной психотерапии, созданный нашим современником, немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером, позволяет человеку взглянуть со стороны на конфликты в системах, к которым он принадлежит: семья, род, организация, нация, страна – и трансформировать состояние этих систем.
Во время расстановки выстраивается образ системы, отражающий ее кризисное состояние. Ощущения участников, «играющих роль» самого клиента и членов его семьи (или рабочего коллектива), кардинально меняются в зависимости от их взаиморасположения. Постепенно образ изменяется, при этом не только клиент, но и многие участники переживают интенсивные чувства, происходят инсайты, в результате чего излечиваются даже самые неподдающиеся заболевания, налаживаются взаимоотношения в семье и в коллективах, меняется отношение клиентов к своей судьбе.
В завершении создается образ-решение, который благотворно действует не только на самого клиента, но и на всех участников тренинга.
В семейную систему Берт Хеллингер включает членов рода клиента: родителей, их родителей (иногда – прабабушек и прадедушек), братьев-сестер; всех, кто (чаще всего, не желая того) уступил свое место в системе другим (первый муж бабушки или бывшая невеста отца); тех, чей уход или несчастье принесли пользу кому-то из рода, а также убийц и жертв кого-то из членов рода.
Как и любой живой объект во Вселенной, семейная система бессознательно стремится к целостности.
Существует множество концепций, считающих, что любое нездоровье человека, как физическое, так и эмоциональное, психологическое, имеет корни в нецелостности личности, разделенности его души на конфликтующие друг с другом части. Подобным же образом ведет себя и любая другая общность. К примеру, семейная система откликается «болезнью» на всякое нарушение ее целостности, т.е. на любое исключение, забвение кого-то из ее членов. Это является нарушением первоначального принципа, Берт Хеллингер называет его «порядком», и поддерживается этот порядок любовью.
Например, забвение рано умершего ребенка или бывшего супруга – грех перед порядком. И тогда в следующих поколениях кто-то из любви, бессознательно повторяет судьбу человека, которого лишили права на принадлежность к системе, идентифицируется с ним.
Обычно вошедшие в семейную группу позже других и более слабые ее члены стараются удержать более сильных и тех, кто вошел в систему раньше, пытаясь препятствовать их уходу, то есть смерти, или последовать за ними, если они уже ушли.Стремление к подражанию и уравновешиванию (следствия стремления к целостности) приводит к тому, что здоровые дети ведут себя так, будто хотят судьбы, похожей на судьбу больных родственников, ни в чем не виноватые чувствуют себя обязанными по отношению к виноватым, счастливые – по отношению к несчастным, живые – к умершим.
Системный семейный терапевт обнаруживает подобные переплетения в судьбах и помогает клиенту заменить иллюзорную цель сохранения пространственной целостности, физической связи (уход вслед за умершим или вместо больного) более тонким единением – в душе.
Примирение с судьбой своих близких ведет к воссоединению семейной системы.
Здесь хочется вспомнить о четырех видах любви, описанных Эрихом Фроммом: люблю себя для себя, люблю другого для себя, другого для другого, и, наконец, себя для другого. Нам представляется, что идентификация и следование за любимым человеком или уход вместо него представляет третий вид любви — другого для другого. Б. Хеллингер утверждает, что при рассеянном склерозе, туберкулезе и некоторых других заболеваниях ребенок принимает внутреннее решение, которое можно выразить фразой: «Дорогая мама, лучше исчезну я, чем ты!»
Когда во время терапевтической расстановки человек, замещающий клиента, говорит подобную фразу, глядя в глаза, например, заместителю матери, он начинает чувствовать и ее любовь к нему. Тогда он может перенастроиться на четвертый вид любви – себя для другого, сказав исцеляющую фразу: «Даже если ты уйдешь, я останусь. И из благодарности (или в память о тебе) я сделаю из своей жизни что-то хорошее».
О целостности рода, то есть об исключенных из памяти семейной системы, заботится некая Совесть Рода. Если мы боимся или проклинаем кого-то из предков, если другие члены рода виноваты перед ними, но не назвали свою вину, не приняли ее, если мы не поблагодарили их за их жизнь или уход, Совесть Рода восстановит справедливость.
Вторая ситуация (после идентификации себя с кем-то из предков), приводящая к проблемам, названа Б.Хеллингером «прерванное движение к …», чаще всего к матери. Остановка сердечной близости с родителями в детстве может быть связана с больницей, разлукой или ощущением отверженности в связи с рождением младшего брата или сестры, в связи с постоянной занятостью родителей на работе и т. п. Возникает ярость или отчаяние, ведущие к неврозу. Семейная расстановка позволяет принять обстоятельства детства со смирением и сделать шаг к восстановлению внутренней целостности.
За один сеанс можно проделать работу, на которую в индивидуальной психотерапии уходят сотни часов. Расстановки не только трансформируют внутреннее состояние человека, но и позволяют ему увидеть обстоятельства своей жизни в новом, мобилизующем освещении.
Не только новички, но и опытные участники семейных расстановок, и даже ведущие не перестают поражаться необъяснимым на первый взгляд эффектам практически моментального «подключения» участников расстановки к полю совершенно незнакомой им семьи. Здесь уместно будет вспомнить понятие морфогенетического (морфического) поля (МГП), введенное английским биологом, лауреатом Нобелевской премии Рупертом Шелдрейком.
Вся природа от электрона и камня, растений и животных до человеческих существ и их коллективов (начиная с семей и кончая планетарным сообществом), вплоть до планет и Вселенных, организована с помощью полей. Они структурируют энергию и образуют формы в физическом мире. Поля обладают памятью о своей истории, которая передается генетически формам-видам физического мира. Каждое МГП вступает в резонанс с другими полями и непрерывно развивается.
Для семейной системы и ее расстановки это означает следующее: в поле расстановки содержится все знание о развитии этой семьи, о предках клиента — заказчика расстановки, о людях, сделавших что-то очень важное для одного из них (хорошее или плохое) и потому ставших частью семейной системы, о системных переплетениях и о путях выхода из них.
Благодаря резонансу с различными составляющими этого знания, они становятся ощутимыми, воспринимаемыми для участников расстановки, для тех, кто пребывая в поле чужой семейной системы, готов открыться ему. Мы можем называть это поле бессознательным или Мирозданием, или Богом, очевидно одно: Оно информирует нас, а затем делает мудрее и чище.
Специфика подхода Берта Хеллингера состоит в обнаружении нарушения «порядков любви», объективно существующих в любой семейной системе. Это прерванное движение любви к матери или отцу, идентификация с исключенными (забытыми, обесцененными или изгнанными) членами семейной системы, непризнание своей вины или увязание в ней. Внутренняя установка ведущего всегда ориентирована на решение, уже содержащееся в поле семейной системы: на превращение слепой первичной любви ребенка в разумную, зрячую; на возвращение исключенных предков в память рода; на растождествление с ушедшими. Отдавая им должное, мы высвобождаем их любовь и силу, превращаем признанную вину в силу, направленную на добро.Принятие тяжелых судеб, болезни и смерти несет умиротворение.
На семинаре по семейным расстановкам мы ищем в поле наших семейных систем добрые, поддерживающие силы, которые могут помочь нам найти хорошие решения для нас и наших близких. Это как призыв к Божественным силам благословить предстоящую работу. Группа создает удивительно уважительную и сонастроенную атмосферу.
Трехлетний опыт применения метода убеждает в его глубине и эффективности. В московском Центре «Восхождение» регулярно с успехом проводятся системные расстановки для гармонизации:
- состояния здоровья, вплоть до избавления от тяжелых хронических заболеваний;
- парных взаимоотношений и атмосферы в семье;
- взаимоотношений в коллективах;
- бизнеса, отношений с деньгами;
- личности как семьи, т.е. системы, тел.
В Центре разработан метод определения с помощью системных расстановок актуальных жизненных целей и предназначения человека (семинар «Найди свой Путь»).
В истории Центра есть случаи исцеления от глубоких неврозов и депрессий, от табакокурения и пьянства, случаи рождения детей в семьях, которым врачи подписали «бездетный» приговор, множество воссоединенных семей, восстановленных отношений в организациях, люди находят свой истинный профессиональный и духовный Путь.